четвер, 21 січня 2016 р.

Заза Урушадзе: «Не люблю пропаганду в кино»

Фильм о двух эстонцах стал лидером проката в Грузии.

Война в Абхазии в самом разгаре. Старое эстонское село, расположенное на берегу моря опустело – эстонцы вернулись на свою историческую родину. Из всех жителей остались только двое – Иво (блестящая роль Лембита Ульфсака) и Маркус, который тоже собирается уехать в Эстонию, как только соберёт щедрый урожай мандаринов.
Когда война доходит до этого глухого села, происходит кровавая стычка между грузинами и абхазами. Раненых грузина и чеченца, воевавшего на стороне абхазов, Иво забирает к себе и выхаживает. Так под одной крышей оказываются бойцы противоборствующих сторон.

Фильм «Мандарины» - четвёртый в фильмографии Зазы Урушадзе, успевший  завоевать приз за лучшую режиссуру и приз зрительских симпатий на 29-ом Варшавском кинофестивале, открывал фестиваль грузинского кино, прошедший  в ноябре в Киеве. Приехать в Украину режиссёр не смог: в эти же дни он представлял свою картину в Таллинне, которая участвовала в главном конкурсе «ЕврАзия» 17-го международного кинофестиваля «Тёмные ночи».



- Заза, ваш главный герой – совершенно нетипичный эстонец, с явным «кавказским» характером. Как восприняли это грузинские зрители?

- На самом деле не имеет значения, какой национальности мои герои. Я хотел показать мужественного принципиального человека, который бы мог передать новому поколению моральные ценности, сумел остаться человеком в экстремальных обстоятельствах и не превратиться в животное. Люди его поколения, можно так сказать, родились не в то время и не в том месте, однако несмотря ни на что пытались остаться людьми. Мне кажется, это главная идея  фильма.

Я не ставил перед собой задачу снять документальную картину и точно воспроизвести характеры, поступки персонажей той или иной национальности. Хотя, как мне кажется, эстонцы, которые на протяжении ста лет проживали на территории Абхазии, не могли в полной мере оставаться эстонцами, в них уже проступали и какие-то кавказские черты. Поэтому главный герой фильма для меня в каком-то смысле является скорее гражданином мира.



- Наверняка не многие знают, что во время абхазско-грузинского конфликта пострадали не только грузины и абхазы, но и эстонцы, которые бог весть как попали в свое время на эту землю. Как возникла идея снять об этом фильм?

- На самом деле и я знал об этом очень смутно. Слышал только, что будто бы в Грузии в нескольких деревнях компактно проживали эстонцы и больше ничего. Несколько лет назад, когда я был в Эстонии, мне рассказали о местах компактного проживания их соотечественников в Грузии, я заинтересовался, и решил узнать больше об этом и снять фильм.

Выяснилось, что в Абхазии около ста лет жили целые поколения эстонских семей. Когда абхазская война была в разгаре, эстонское правительство предложило вернуться им на свою историческую родину. Уехали практически все. Но несколько семей остались, и, по-моему, до сих пор живут в Абхазии. Несмотря на то, что история грузинских эстонцев для меня была лишь фоном, чтобы рассказать о взаимоотношениях между людьми, мы старались как можно более точно воспроизвести их абхазский быт и повседневную жизнь.



- В своём фильме вы поднимаете важные вопросы человечности, возможности перемирия в экстремальных военных условиях. Мне кажется, что в таких обстоятельствах достичь этого практически не возможно. Могло ли подобное происходить в реальности или всё же должно пройти время, чтобы затёрлись старые раны?

- Время, конечно, лечит всё. Расхожее выражение, но это действительно так. Хотя война в моём фильме лишь повод, чтобы рассказать о людях, оказавшихся в экстремальных обстоятельствах и нашедших в себе мужество остаться людьми.

Безусловно, для меня как грузина тема войны очень болезненна. Наша маленькая страна не просто потеряла часть своей территории, война стала огромной трагедией для всех, чья жизнь была связана с Абхазией. Ведь было немало смешанных грузино-абхазских семей. Хотя, честно говоря, напряжённость в отношениях чувствовалась даже в советское время задолго до войны. Когда я был студентом мы ездили отдыхать на абхазские курорты, и мы чувствовали эту напряжённость. Конечно, в том, что случилось, виноваты обе стороны – и мы, и они. Когда проходит время, по-другому на всё это начинаешь смотреть и понимаешь, что ты тоже виноват. Я же старался сделать так, чтобы в моём фильме не было ни правых, ни виноватых. Главным было попробовать найти путь к сближению и прощению.

Кроме того, я делал не пропагандистский фильм. Не люблю пропаганду в кино. Из этого никогда не получится хорошей картины. В моём фильме есть эпизод, в котором очень нелицеприятно показаны россияне, которые воевали на стороне абхазов во время войны. Делал я это не ради того, чтобы кого-то облить грязью, просто того требовала драматургия и к тому же, подобных столкновений было действительно немало во время войны. Я размышлял о том, какой будет реакция зрителей на этот эпизод, и был удивлён, когда на кинофестивале в Варшаве ко мне подходили россияне и благодарили за фильм. Они говорили, что картина им очень понравилась, что она вышла объективная и честная.

- У меня есть друзья грузины, которые до сих пор дружны с абхазами, армяне, принимавшие участие в карабахском конфликте и дружащие с азербайджанцами. Никакие трения между их странами не повлияли на их дружбу.

- На самом деле политики всегда мешают. Приведу пример с российско-грузинской войны 2008 года. Несмотря на военные действия, никто из грузин не позволял себе никаких оскорблений в адрес россиян, которые жили в Тбилиси только за то, что они были представителями «вражеской» стороны. К счастью, люди всегда умнее политиков.



- Заза, ваши фильмы уже не первый раз принимают участие на Таллиннском кинофестивале. Теперь у вас есть опыт сотрудничества с эстонскими продюсерами и съёмочной группой. Как вам с ними работалось?

- С эстонским продюсером Иво Фелтом мне очень повезло, мы крепко сдружились. Оказалось, что во многих вопросах мы даже мыслим одинаково. Для режиссёра большое счастье работать с таким профессионалом. Иво немного даже похож на грузина, вероятно потому, что он от природы очень эмоциональный, что немного несвойственно эстонцам.

У нас подобралась замечательная команда, мы собрали лучшую съёмочную группу из Грузии и профессиональную команду из Эстонии. Я рад, что в фильме были заняты замечательные актёры – такие как Лембит Ульфсак, Элмо Нуганен, сыгравший роль Маркуса. Для меня это был замечательный опыт.

К тому же «Мандарины» стали рекордсменом проката в Грузии, его посмотрело рекордное число зрителей, несмотря на то, что в нашей стране очень мало кинозалов. Попасть на наш фильм практически невозможно до сих пор, в кинотеатрах постоянные аншлаги. Меня это не может не радовать.

- Следующий ваш фильм вы тоже будете снимать в Грузии?

- Не знаю. Посмотрим, как будет. Конечно, я буду рад снимать в своей родной стране, но мне настолько нравиться снимать, что я готов делать это где угодно, если понадобится. Даже в Африке.

опубликовано  в газете "Ключи", январь 2014 года


Немає коментарів:

Дописати коментар